
Скотч, без сомнения, является одним из тех изобретений, благодаря которым может и не меняется история человечества, но очень ощутимо ускоряется поступь прогресса. Найти сферу, в которой не применялась бы эта обычная клейкая лента, практически невозможно. А ведь еще недавно люди были вынуждены обходиться без этого уникального по своей практичности и удобству использования материала. Наверно, обходились бы и дальше, если бы не… случай.
В 1923 году небольшая компания Minnesota Mining and Manufacturing из американского города Сент-Пол (теперь она известна под названием «3М»), скромно занимающаяся производством наждачной бумаги, приняла на работу некоего 21-летнего Ричарда Дрю. Молодому человеку, до этого зарабатывавшему себе на жизнь игрой на банджо в оркестре на танцплощадках, было поручено в качестве технического лаборанта заниматься отзывами о наждачной бумаге, поставлявшейся в окрестные автомастерские. Пару лет спустя Ричард, по-прежнему оставаясь лаборантом, проводил тестирование своей наждачной бумаги в одном из автосервисов. Внезапно он услышал у себя за спиной трехэтажный мат. К счастью, дело было не в наждачной бумаге - просто маляр, занимавшийся новеньким "Паккардом", испортил краску на автомобиле. Проблема была вот в чем. Тогда модной считалась двухцветная окраска. А когда маляр наносил вторую краску, первую, уже нанесенную, приходилось как-то прикрывать. В ход шли и старые склеенные газеты, и медицинский пластырь. Но это мало помогало - ткань пластыря краску пропускала, а газета прилипала к кузову и отдиралась вместе с краской. А если покрасить все же удавалось, то вот разделительные линии аккуратными и ровными не получались. Наблюдая за малярами, Ричард пришел к мысли о создании специальной ленты, хотя совершенно не представлял себе, как это сделать.
Надо заметить, что руководители компании «3М» всегда стремились ввести инновации в свою деятельность. На тот момент в компании разрабатывались водонепроницаемые покрытия на основе целлофана. Ричарду Дрю удалось убедить руководство в необходимости «малярной ленты», ему были выделены средства на изыскания и даже помощники. Три года потребовалось Ричарду Дрю и его команде, чтобы создать водостойкую ленту с подходящим составом клея. Их первым детищем стала бумажная лента 2 дюйма шириной (5 см - теперь стандарт упаковочного скотча), на которую клей был нанесен лишь по краям. Может дело было в экономии, а может решили, что достаточно и так… Вот только оказалось, что непроклеенная середина сжимается при покраске, и лента ложится неровно. Тогда же эта клейкая лента и получила у покупателей шутливое название «скотч», с намеком на шотландскую скупость. А когда в 1925 году была представлена улучшенная бумажная лента с необходимым количеством нанесенного клея, компания «3М» так и сохранила ее название - Scotch.
Через 4 года Ричард, получив финансирование от руководства, начал разрабатывать новую разновидность клейкой ленты, уже на полимерной основе. Основная задача была в создании такого состава клея, который наносился бы равномерно и при котором бы лента плотно прилегала к катушке, не оставляя клейких следов на следующем слое. Сам Ричард говорил, что он стал поваром, а не химиком: в поисках нужного клея перепробовал все - от растительных масел до глицерина. Изобретатель за год справился с этой задачей, используя грунтовочный материал, тонким слоем наносившийся на внешнюю сторону целлофана непосредственно перед клеем, который состоял из каучука и бесцветной смолы. 8 сентября 1930 года компанией «3М» была отправлена в продажу первая партия прозрачной клейкой ленты. Ответы пришли ободряющие: «Не сомневайтесь и не скупитесь на расходы по запуску этого изделия на рынок. Объемы продаж оправдают все…».
Так и началась история этого очень полезного изобретения, которому люди быстро находили все новые и новые применения. Скотч стали использовать для запечатывания упаковок для пищи, пакетов с вещами, ремонта поломанных игрушек, заклеивания книжных порванных страниц, разорванных купюр, щелей в окнах на зиму и даже для сохранения разбитых яиц.
Статистики применения скотча нет, да и разве возможно измерить цифрами полет человеческих фантазий. В дальнейшем последователи Ричарда Дрю создавали уже новые разновидности скотча, нашедшие применение в самых разных отраслях. Сегодня компания «3М» является абсолютным лидером рынка продаж клейких лент и единственным правообладателем на саму торговую марку Scotch и все ее производные, которых уже сегодня имеется более 900 наименований.




